Автобиография – это изложение в прозаической форме ключевых событий собственной жизни
При трудоустройстве на работу нередко в списке необходимых документов можно встретить автобиографию. Что это? Как ее написать? Зачем она нужна менеджеру по персоналу? Порассуждаем об этом ниже.
Автобиография – что это?
Автобиография – это изложение в прозаической форме ключевых событий собственной жизни.
Особенности автобиографии
- Пишется вручную
- В произвольной форме
- В хронологической последовательности
- Начинается со слов: «Я. (фамилия, имя, отчество полностью) …»
- Подписывается в конце справа
- Датируется слева
Как правильно написать автобиографию?
Чаще всего при написании автобиографии освещаются следующие этапы жизни:
Составление автобиографии имеет ряд особенностей
- Дата, место рождения (полностью, по паспорту)
- Адрес сегодняшнего места жительства
- Семейное положение
- При смене фамилии обязательно указывается предыдущая и дата ее изменения
- Служба в армии. Где именно, даты начала и окончания, воинское звание, участие в боях
- Специальное образование. Наименование заведений, где протекало обучение (в том числе дополнительное образование, например, курсы, тренинги), полученной специальности, даты начала и окончания. Участие в конференциях, научные работы. Успехи в учебе.
- Трудовая деятельность. Наименование каждого из мест работ, адрес предприятия, даты приема и увольнения, занимаемые должности (в том числе временные!), ключевые обязанности. Общий стаж работы. Успехи.
- Родственные связи. В некоторых случаях требуется указать ФИО мужа / жены, ближайших родственников, их возраст, место рождения, количество и возраст детей
Зачем нужна автобиография при приеме на работу?
У многих менеджеров по персоналу и соискателей часто возникает вопрос: зачем нужна автобиография при приеме на работу? Почему не достаточно резюме?
Отвечаем: автобиография отличается от резюме:
- Более подробным изложением биографических данных
- Собственноручным написанием
- Свободным стилем изложения
Автобиография обязательно должна отвечать целям, ради которых она создается. В связи с этим, советуем менеджерам по персоналу составить список наводящих вопросов. Так впервые пишущему ее человеку будет гораздо удобнее сориентироваться, что именно от него требуется. Вы избежите не нужных вопросов. А в самой автобиографии будут присутствовать только необходимые вам сведения.
Автобиография при приеме на работу – это дополнительный и очень ценный источник информации о человеке. Какие сведения здесь можно почерпнуть?
Автобиография при приеме на работу – это дополнительный и очень ценный источник информации о человеке
- Полный список учебных заведений (в том числе и неоконченных) и мест работы (в резюме рекомендуют указывать лишь те, что непосредственно относятся к открытой вакансии)
- Подробную информацию о предыдущих местах работы (в том числе о переводах, о продвижении по карьерной лестнице, об изменении обязанностей в сторону увеличения или уменьшения, о причинах этого и т. д.)
- О семейном положении кандидата
Все эти сведения можно использовать при планировании собеседования и составлении списка вопросов к соискателю. Кроме того, некоторые моменты биографии это серьезный повод для размышлений о кандидате (например, по какой причине незакончено учебное заведение? С чем связана частая смена мест работ? Почему образовались длительные перерывы в трудовой деятельности? Как планирует соискатель совмещать семейные и рабочие обязанности?).
Не менее важно обратить внимание на то, как написана автобиография:
- Объем (умение выбрать нужные сведения, изложить их лаконично, без ущерба для качества)
- Манера преподнесения информации (доступность, логическая последовательность)
- Стиль
- Грамотность, выбранное оформление (насколько легко прочесть текст? Поделен ли он на абзацы?)
- Образец подчерка
Все это расскажет об отношении соискателя к порученному ему заданию, умению работать с информацией (выделяя важное, упуская незначительные детали биографии).
Кроме менеджера по персоналу, автобиография может понадобиться сотруднику службы безопасности, психологу предприятия.
Когда еще может потребоваться автобиография на предприятии?
В процессе работы менеджеру по персоналу может потребоваться автобиография конкретного сотрудника при:
- Переводе его на новую должность
- Подготовке к аттестации
- Планировании повышения квалификации
- Подборе кадрового резерва
В перечисленных случаях возможно написание неполной автобиографии, то есть за определенный промежуток времени. Например, за последние пять лет.