Как бизнес-школы помогают своим выпускникам с трудоустройствомЛюбой, кто инвестирует в образование шестизначную сумму, ждет хорошую работу и даже остро нуждается в ней. «После окончания бизнес-школы встает вопрос не просто о поиске работы, но о поиске правильной работы, правильной компании и правильной для вас позиции», – говорит Сангеета Агравал, выпускница бизнес-школы Оксфордского университета.

Модели поведения

«Существует две разные модели функционирования карьерной службы. Первая, пожалуй, более выгодна для формирования положительной статистики трудоустройства после школы», – рассказывает Марк Петерсон, президент совета карьерных служб для выпускников MBA-школ, американской организации, которая собирает статистические данные карьерных служб всех бизнес-школ. В рамках этой модели карьерный центр школы действует как заправский риэлтор. Он рекламирует и «продает» студентов рекрутерам.

«Вторая модель направлена на формирование у студента собственных методов построения карьеры», она учит выпускника MBA искать работу самостоятельно, объясняет Джули Мортон, заместитель руководителя карьерной службы школы бизнеса Чикагского университета. Женщина говорит, что в ее департаменте работают две соответствующие группы сотрудников: «У нас 11 человек в команде, работающей с рекрутерами и работодателями. Это так называемые охотники и собиратели, которые развивают и поддерживают отношения с компаниями». Вторая команда занимается «коучингом и наставничеством» в течение всего учебного года.

Раннее начало

В большинстве школ карьерные департаменты работают приблизительно по одной и той же схеме. Еще до прибытия в кампус студенты получают задание оценить себя на предмет совмещения своих навыков и интересов с определенным карьерным путем, который они намерены пройти. Так, в бизнес-школе Амоса Така Дартмутского университета в Нью-Хэмпшире сотрудники беседуют с 20% студентов еще до их приезда. «Мы хотим, чтобы люди как можно раньше задумались над тем, чего они действительно хотят и чем по-настоящему увлечены», – говорит Джонатан Мэсленд, директор офиса развития карьеры бизнес-школы Така.

Некоторые школы еще до начала основного курса помещают студентов в учебные лагеря, где в форме интенсивного курса рассказывают о процедурах рекрутинга и карьерных возможностях, которые возникают в пользующихся спросом отраслях экономики. Таков, например, учебный лагерь для представителей финансового и банковского секторов в бизнес-школе Insead.

Далее студенты переходят к выработке навыков формирования стратегии в сфере карьеры и создания персонального бренда. В первом семестре на лекциях и семинарах им объясняют, как происходит процесс рекрутинга, начинается переписка и завязывание контактов с работодателями.

Встречи с представителями компаний могут проходить в формальной обстановке, а могут быть неформальными. Например, в бизнес-школе Амоса Така для подобных встреч обычно заказывают вино, нанимают сомелье и приглашают группу инвестбанкиров, которые общаются между собой, пока в толпе снуют карьерные коучи. «Немедленный отзыв куда более эффективен, чем любые разговоры после мероприятия», – рассказывает Мортон из Чикагской школы. Тем не менее Дерек Уолкер, директор карьерного центра бизнес-школы в Оксфорде, настаивает на том, что американские и европейские школы во многом похожи: «Мы различаемся не больше, чем Mercedes и BMW». Главным отличием европейских школ он считает ориентацию на более интернациональный состав студентов, нужды которых разнятся в большей степени и которые ищут работодателей по всему миру.

Полезные игры

В Чикагской школе на втором году обучения слушатели посещают безалкогольные вечеринки, где в шутку играют роль рекрутера в общении со студентами первого курса. Цель игры – попрактиковаться в установлении контактов. А гарвардский студент Келли Шафер рассказывает о «месяце бесплатных ланчей». В рамках этого мероприятия первокурсники могут пригласить на ланч, оплаченный департаментом карьеры, студентов второго курса и обсудить с ними летние стажировки и предыдущий опыт работы. Студенты также организуют визиты представителей компаний в различные студенческие клубы школы. Филип Айкен из Гарварда рассказывает: «В клубе высоких технологий мы составили список компаний и привлекли выпускников и наши прочие контакты в бизнесе к организации встреч с работодателями. Для нас это возможность посетить компанию, побольше узнать о ней и понять, каких выпускников она ищет».

Школы без рекрутеров

В России практически все бизнес-школы обучают студентов по системе part-time без отрыва от работы. Слушатели программ продолжают параллельно с учебой работать, поэтому школы не видят смысла в трудоустройстве выпускников, говорит Юрий Тазов, проректор «Мирбиса» и президент российской лиги MBA.

Карьерные центры есть практически во всех российских MBA-школах, но они не ведут активной работы со студентами и выпускниками, свидетельствует Сергей Мясоедов, ректор РАНХиГС и декан ИБДА РАНХиГC. По его словам, в бездействии не стоит обвинять только бизнес-школы. «В России рекрутеры не хотят сотрудничать с MBA-школами. На рынке, где почти нет безработицы, они делают прибыль на точечном хедхантинге. Они не хотят трудоустраивать сразу большую массу выпускников», – говорит он.

Впрочем, выпускники ведущих российских бизнес-школ и без специального трудоустройства демонстрируют высокую динамику карьерного роста. Их оклады увеличиваются в полтора раза и они быстро продвигаются по карьерной лестнице, говорит Мясоедов. К ведущим школам он относит РАНХиГС, ВШМ СПбГУ, ВШБ МГУ и «Мирбис».

Во всех этих школах есть ассоциации выпускников, которые помогают работодателям и выпускникам находить друг друга, продолжает Мясоедов. Например, в ИБДА РАНХиГС у ассоциации выпускников есть веб-сайт и собственные социальные сети, где работодатели размещают свои вакансии, а студенты и выпускники – свои резюме.

Переписывают резюме

В «Мирбисе» есть мастер-классы по искусству написания резюме и умению позиционировать себя на рынке труда, рассказывает Тазов. «В последнее время много внимания уделяется развитию личностных компетенций студентов, что помогает им лучше понять себя и определиться со своей будущей карьерой и предпочтениями в работе», – объясняет он и добавляет: в начале программы MBA все студенты проходят тестирование по системе «360 градусов», такое же тестирование проводится и в конце программы. По результатам студент и его преподаватели могут судить, насколько изменились личностные качества студента за время его обучения на MBA. Зачастую выпускник получает о себе ценную информацию, что помогает ему в построении дальнейшей карьеры.

Большинству абитуриентов MBA-школ поздно заниматься личностной профориентацией, они уже немолодые люди, прекрасно знают, чего хотят и зачем поступают в бизнес-школу, убеждена Оксана Князева, ведущий менеджер Института дополнительного профессионального и бизнес-образования МЭСИ. По ее словам, в институте есть клуб студентов-магистров, куда входят выпускники MBA. Они регулярно встречаются и обмениваются опытом. Иногда благодаря этим встречам кому-то из выпускников удается трудоустроиться. Кроме того, в институт приходят заявки от работодателей, и институт вывешивает эти вакансии в социальных сетях. «По нашим опросам, 20% выпускников заинтересованы в размещении вакансий. А с повышением устраиваются на работу 40%», – говорит Князева.

В российских бизнес-школах есть инструменты для трудоустройства выпускников, но они не выстроены в систему. Есть отдельные семинары и разрозненные мероприятия, полагает Павел Буков, гендиректор консалтинговой компании RQLab и коуч, который преподавал в «Мирбисе» и еще в нескольких бизнес-школах. «Если человек хорошо знает, что ему нужно, и ставит перед собой конкретные цели, то он найдет способы трудоустроиться через бизнес-школу», – уверен Буков.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям