Специальные (коррекционные) школы VIII вида постоянно испытывают сложности в трудоустройстве выпускников. От решения этой проблемы во многом зависит дальнейшая судьба наших воспитанников. В нашей практике было много случаев, когда окончившие школу вынужденно работали не по той специальности, по которой они приобретали умения и навыки в течение нескольких лет. Не утешает нас и анализ катамнестических данных их социально-трудовой адаптации.
Как известно, профессионально-трудовое обучение является основой подготовки учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к труду, к самостоятельной жизни в трудных условиях нашего времени, к вхождению в незнакомый, сложный механизм производственных, деловых и человеческих отношений. Однако при всех возможностях программ нашей школы в отношении той или другой профессии вопрос надлежащего устройства выпускников в трудовых коллективах остается постоянно непреходящей проблемой. На это имеются, конечно, как объективные, так и субъективные причины. Одна из них это существование большой разницы в организации трудового процесса в условиях школьных мастерских и на производственных предприятиях, что является серьезным препятствием при вступлении выпускников школы в коллективы рабочих. Объективными причинами являются также высокий уровень безработицы среди здорового населения РФ, нежелание трудовых коллективов работать с инвалидами, отсутствие знаний о критериях пригодности рабочих мест для трудоустройства инвалидов и другие. Нормативные документы по квотированию рабочих мест для инвалидов на предприятиях ещё не работают.
Педагогический коллектив нашей школы занимается активным поиском методов и приемов социализации детей с умственной отсталостью.
В школе работает психолого-медико-педагогическая служба, осуществляющая раннюю диагностику профессиональных интересов и профориентацию учащихся. Врачами этой службы: педиатром, психиатром по результатам целенаправленных медицинских осмотров дается допуск к обучению определенной профессии.
Программа профориентационной работы включает в себя экскурсии младших школьников в учебные мастерские, пробные работы в мастерских.
Начиная с 5-го класса, ребята начинают обучение профессии в учебных мастерских. В определенную мастерскую ребенок направляется в результате совместного решения классного руководителя, врачей, психолога и родителей. Естественно главный довод – желание ребенка. 5-й – это диагностический класс, в котором проводится уточнение правильности выбора профиля обучения. Большая работа проводится психологом в процессе занятий по предмету «Психологическая подготовка к труду», на которых формируются побудительные мотивы трудовой деятельности, положительное отношение к труду, уважение к труду взрослых и продукту труда. Проводятся индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения за работой детей во время уроков труда. Окончательно определяется профиль трудового обучения к 7 классу. К 7-му классу выявляются учащиеся, не справляющиеся по трудовому обучению с программой, которые продолжают обучение в мастерских ручного труда, где они изучают вышивку, бисероплетение, ткачество, валяние, макраме, художественную керамику, в зависимости от своих физических возможностей и интересов.
Остальные дети распределяются по профессиональным мастерским.
Учителями школы созданы и утверждены в АППО программы для обучения профессиям «Маляр», «Столяр строительный», «Рабочий зеленого хозяйства», «Швея», «Вязальщица трикотажных изделий, полотна» в рамках времени, отведенного учебным планом школы (с 5 по 11 класс). Это программы, определяющие содержание процесса обучения в соответствии с требованиями государственного стандарта, современного производства, рынка труда к подготовке квалифицированных рабочих. Программы скорректированы с учетом специфики школы. Курс профессиональной подготовки состоит из предметов теоретического цикла, производственного обучения и производственной практики.
Основными методами, используемыми при освоении программ учащимися, являются наглядно-практические, вводный и текущий инструктажи, погружение в материально-практическую среду, экскурсии, метод поощрения, многократное повторение и практическое закрепление, освоение одного и того же материала в разных ракурсах различными методами и приемами.
В 9 классе ребята сдают экзамен по трудовому обучению (по билетам). В 11 классе ребята, обучившиеся профессиям, сдают квалификационный экзамен, на котором каждый из них защищает свою выпускную письменную работу, и отвечают на вопросы, касающиеся технологической последовательности изготовления экзаменационного изделия. В школе созданы методические рекомендации к квалификационным экзаменам по профессиям, в которых оговорены сроки выполнения выпускных работ, требования к письменным выпускным работам, технологические уровни практических работ, а также содержание экзаменационных билетов. Учащимся, успешно сдавшим экзамены и прошедшим производственную практику в полном объеме, экзаменационной комиссией профессионального лицея присваивается квалификационный разряд и выдается удостоверение.
Школа располагает достаточно оснащенными мастерскими, станочным парком, имеется теплица, зимний сад, печь для обжига керамических изделий. В классах профессиональной подготовки работают специалисты, имеющие теоретическую подготовку и опыт работы в производственных коллективах.
Повышению качества профессиональной подготовки способствуют ежегодно проводимые в школе конкурсы «Лучший по профессии», а также школьные и городские выставки работ учащихся.
Для развития интереса к профессиональному труду и углубления знаний используются такие формы работы как КВНы, трудовые праздники с тематическими играми. Материалы и задания для проведения этих форм работы подбираются с таким расчетом, чтобы ученики при подготовке к ним углубляли и закрепляли те знания, которые получали на уроках трудового обучения. Для обмена опытом в школу приглашаются успешно трудоустроившиеся выпускники.
Учебный план школы предусматривает дисциплины, которые дают основы социальной адаптации учащихся. Прежде всего, это курсы «Психологическая подготовка к труду» и «Правовой и экономический практикум».
Целью программ этих курсов является воспитание у учащихся технологической культуры, которая является приоритетной в настоящее время. В процессе изучения этого курса у учащихся формируются знания о труде, о правильном отношении к труду, расширяется их профессиональная осведомленность, развивается интерес к различным видам труда в сфере материального производства, укрепляется понятие об общественной значимости труда. Эти курсы помогает школьникам сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально-важных качеств и соотносить их с требованиями профессий.
Обобщив результаты работы над методической темой «Создание условий для социализации детей с отставанием в интеллектуальном развитии», в последние годы педагогический коллектив школы работает над методической темой «Модернизация процесса образования в специальной (коррекционной) школе (VIII вида) с целью обновления содержания учебно-воспитательного процесса и улучшения качества знаний учащихся». Каждый из педагогов имеет свою тему, работа над которой помогает нам более основательно подготовить наших воспитанников к профессиональной подготовке и, в конечном счете, лучше решать основную задачу коррекционной школы – подготовку учащихся к жизни и работе в производственных коллективах.
Очень хочется надеяться, что в ближайшем будущем правительство города обратит внимание на проблемы выпускников коррекционных школ и разработает ряд нормативных документов, которые будут обязывать руководителей предприятий создавать рабочие места, пригодные для трудоустройства инвалидов.
Необходимо создать трудовые мастерские, где выпускники специальных (коррекционных) школ, не освоившие профессий, могли заниматься ручным трудом, навыки которого они получили в школе. Мастерские должны работать под заказ определенных фирм – магазинов, специализирующихся на продаже ручных работ.
Мы готовы сотрудничать с организациями, фирмами, предприятиями, готовыми принять на работу наших выпускников. В наших силах открыть новые профили обучения под заказ конкретных организаций.
Мы ждем помощи в трудоустройстве выпускников от таких организаций, как ГАООРДИ и имеем желание участвовать в предлагаемых ими программах.